Восприятие мира

Андрей Родионов | 14.09.2011

Известно — даже общаясь на одном языке мы часто не понимаем друг друга.
Складывается такое впечатление, будто каждый живет в своем собственном
иллюзорном мире. И сколько людей — столько отдельных миров. Все разные.

Восприятие мира

Это объясняется не только тем фактом, что у каждого из нас индивидуальный
жизненный опыт, но и определенными «привычками» мышления, «шаблонами»
и «фильтрами», через которые мы воспринимаем окружающий мир.

Многие слышали о таких понятиях как «визуал», «аудиал» и «кинестетик».
Это и есть, пожалуй, самые известные примеры «шаблонов» восприятия.

Принято считать, что визуал более ориентирован на информацию, которая
поступает через зрительный канал. Аудиал — слуховой канал. Кинестетик
же ориентирован на ощущения, поступающие от собственного тела.

Определить склонность человека к тому или иному типу информации можно
по его речи. Она будет содержать большое количество слов той системы
восприятия, на которую данный человек ориентирован.

Примеры выражений визуала:

- видеть перспективу
- ясно объяснить
- представь себе
- туманная идея
- смутное представление
- покажите мне
- что имеете ввиду
- возникло перед глазами
- без тени сомнения
- смотреть на жизнь
- приятное зрелище

Примеры выражений аудиала:

- ключевое слово
- это прозвучало
- внутренний голос
- пропустил мимо ушей
- держи язык за зубами
- уже звенит в ушах
- запел свою песню
- слово за слово
- скажи отчетливо

Примеры выражений кинестетика:

- схватывает на лету
- чувствую непонимание
- руки чешутся
- сесть на шею
- сгладить острые углы
- твердая уверенность
- загореться желанием
- загладить свою вину
- цепляться к словам

  
Быстро определить ведущую систему восприятия под силу специалисту
или хорошо обученному в данном вопросе человеку.

В жизни, а также в профессиональной деятельности, знание «фильтров»
и «шаблонов» восприятия помогает при обсуждении сложных и спорных
вопросов. Помогает добиться взаимопонимания и доверия.

Рекомендация проста — отвечайте на вопрос, возражение или упрек
всегда в том же «ключе», который был «заложен» в самом вопросе,
возражении или упреке.

Пример:

Возражение: «Я не вижу смысла покупать страховой полис!»

Неправильная реакция: «Внимательно слушайте, что я Вам говорю!»

Правильная реакция: «Посмотрите, что может случиться в поездке!»

  
P.S. Всегда будьте внимательны к собеседнику. Уважайте право человека
иметь свою картину мира. Используйте полученные знания во благо.

  
  >>>  СКАЧАТЬ СТАТЬЮ  |  СКАЧАТЬ КНИГУ  |  ПРОЙТИ ТРЕНИНГ

_______________________________________________

Copyright © 2011 – Родионов Андрей Юрьевич.
Перепечатка статьи только с разрешения автора.

* Нажимая кнопки "Нравится", вы попадаете в группу Друзей проекта.
* Нажимайте "Нравится", высказывайте свое мнение в комментариях.

Нравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

21   - “Восприятие мира”

  • Елена Канышенко:

    Жаль, что в комментарий нельзя добавить видео, музыку, фото.
    Возможно, было бы более интересно. Текст — это неплохо, но ведь
    порой выразить свою мысль словами бывает сложно, а подобрать
    подходящий фото, аудио, видеоматериал проще.

  • Никита:

    Удивительно! Даже поражаешься, как подобные мелочи могут порой
    на что-то повлиять. Это как назвать человека по фамилии и имени.

  • Ирина Березкина:

    Я согласна, что «сколько людей — столько и отдельных миров».
    Но в большинстве случаев многие из нас имеют смешанную склонность к информации, то есть в каждом из нас есть визуал, аудиал и кинестетик. Поэтому нам и общаться легче. Но если
    в человеке какого-либо больше восприятия мира, то просто
    к такому человеку можно приспособиться.

  • Лилия:

    Привет, Андрей. Значит, если я использую в той или иной ситуации все выражения, то к чему это отнести? Что-то я могу запомнить на слух, что-то могу отпечатать глазами в памяти, забыть
    и вспомнить когда нужно. Пример замечательный, и я полностью согласна с тобой.

  • Валентина:

    В жизни ничего в чистом виде не бывает, но преобладание, наверное, есть. Можно начать с себя, например, и определить
    к какому типу относишься ты. А вот «женщина любит ушами,
    а мужчина глазами» — это имеет отношение к данной теории?

    • Андрей Андреев:

      Вы повернули тему в интересную сторону, Валентина.
      Получается, если женщина любит ушами, корми ее словами,
      а мужчина — глазами, питай его образами. (© Андрей Андреев)
      Наверно, и этим отношениям помогает данная теория.
      Но здесь есть существенная деталь: в любви человек
      хочет дать возлюбленному, а не взять у него.

      • Светлана Фесенко:

        А как быть, Андрей Андреев, с ситуацией, когда один любит, а другой позволяет себя любить?

        • Андрей Андреев:

          Кому быть? Полюбить человека — это уже дар судьбы!
          И этим живешь и делишься. Это счастье. Лишать ли себя и другого счастья, если ответа нет? Любишь ведь ты! Если полюбил ты, это не означает, что и тебя обязаны полюбить в ответ. Но если благосклонно позволяют тебе проявлять любовь, — это двойное счастье, это рост и зрелость чувств и жизни. Ну а кто не смог полюбить в ответ, — как мотылек летит на это пылающее чувство, чтобы согреться хотя бы чьим-то теплом. Но, увы, у таковых, бывают злоупотребления.

      • Анжела Баркун:

        А если женщина или мужчина любит и ушами и глазами
        одновременно, каково же трудно их партнёрам «быть
        всегда на высоте». В любви человек хочет дать то,
        что другому не хватает и это важно прочувствовать.
        А если давать всё без разбора, то велика вероятность
        пересыщения. Но для полной гармонии не запрещается
        брать (понемногу) у возлюбленного то, чего тебе самому
        не хватает, если партнёр оказался, например, не особо
        чувствительным.

  • Елена Канышенко:

    «И сколько людей – столько отдельных миров. Все разные».

    Хорошо сказано, Андрей, правильно. Может не совсем в тему,
    но всё же рискну предложить хороший стих Евтушенко.

    Людей неинтересных в мире нет.
    Их судьбы — как истории планет.
    У каждой все особое, свое,
    и нет планет, похожих на нее.

    А если кто-то незаметно жил
    и с этой незаметностью дружил,
    он интересен был среди людей
    самой неинтересностью своей.

    У каждого — свой тайный личный мир.
    Есть в мире этом самый лучший миг.
    Есть в мире этом самый страшный час,
    но это все неведомо для нас.

    И если умирает человек,
    с ним умирает первый его снег,
    и первый поцелуй, и первый бой…
    Все это забирает он с собой.

    Да, остаются книги и мосты,
    машины и художников холсты,
    да, многому остаться суждено,
    но что-то ведь уходит все равно!

    Таков закон безжалостной игры.
    Не люди умирают, а миры.
    Людей мы помним, грешных и земных.
    А что мы знали, в сущности, о них?

    Что знаем мы про братьев, про друзей,
    что знаем о единственной своей?
    И про отца родного своего
    мы, зная все, не знаем ничего.

    Уходят люди… Их не возвратить.
    Их тайные миры не возродить.
    И каждый раз мне хочется опять
    от этой невозвратности кричать.

  • Елена Канышенко:

    Действительно, мы все настолько разные, что просто диву даёшься. Я, к примеру, скорее смесь кинестетика и визуала.
    Мне недостаточно просто увидеть. Хочется «пошупать», запомнив свои ощущения не только от увиденного, а связав
    их с тактильными ощущениями. А вот что касается аудио восприятия, то при прослушивании музыки, например, всё равно, вольно или невольно, начинаешь представлять себе какие-то зрительные образы, картинки. Да и текстовая информация лучше усваивается, когда связываешь её с каким-то зрительным образом.

  • Сергей:

    Именно так всё и происходит! Из мелочей, которые мы в жизни упускаем из виду, специалисты складывают полную картину о человеке.

  • Светлана Фесенко:

    Есть еще логическая система восприятия.
    Примеры выражений логика:
    - напрячь мозги
    - вникнуть в проблему
    - решить задачу
    - получить оптимальный вариант
    - говоря языком цифр

  • Светлана Фесенко:

    Чем гармоничнее в каждом из нас развиты все четыре «шаблона»
    (в отдельности и в соотношении относительно друг друга),
    как пишет Андрей, восприятия мира, тем легче нам его (мир) познавать, общаться, учиться.

    Статья, несомненно, актуальная, так как дает ответы на вопросы почему общаясь друг с другом, мы, порой, не понимаем друг друга; почему наши дети могут испытывать трудности в изучении какого-либо предмета (могут не совпадать «шаблоны» подачи
    и восприятия материала).

  • Андрей Андреев:

    Подобные советы могут быть полезны при яркой выраженности поведения. А если человек гармонично развит и более-менее одинаково проявляет себя? То есть «стоит ли прогибаться»?
    За материалом прослеживается мысль, что ты умнее собеседника
    и должен снизойти. Но так ли это? Во всех ли случаях? Почему я спрашиваю? Порою менторский тон, снисходительное отношение оскорбляют собеседника, даже если все слова верны. Так где тут золотая середина?

    • Людмила Потаенко:

      На мой взгляд, Андрей, дело здесь не в золотой середине,
      так как само понятие «золотой середины» подразумевает нахождение среднего между двумя крайними полюсами чего-то единого. Мне думается, избежать снисходительного и менторского поведения удастся не найдя «золотую середину»,
      а только в том случае, если ты сам не будешь чувствовать этого превосходства над собеседником. Если же ты это чувствуешь — никакая «золотая середина» не поможет этого скрыть — особенно, если собеседник умён и проницателен.
      Так что — будьбе проще, и люди к Вам потянутся. Народные мудрости рулят!

    • Анжела Баркун:

      «Порою менторский тон, снисходительное отношение оскорбляют собеседника, даже если все слова верны.
      Так где тут золотая середина?»

      Нормального адекватного человека никогда не оскорбят такие «мелочи», а наоборот, позабавят и в ответ обязательно захочется сказать какую-нибудь колкость, чтобы человек «спустился с небес» и малость задумался о своём дальнейшем поведении. Но это должно быть сделано в рамках приличия и большого самообладания. Это и есть на мой взгляд «золотая середина» — быть адекватным и правильно оценить свои действия.

      • Светлана Фесенко:

        Мне кажется, что менторский тон присущ людям, которые отрастили себе огромное чувство собственной важности и оторвались от реальности.

  • Елена Канышенко:

    Понравилась логическая система восприятия от Светланы Фесенко. Всё правильно. Сначала надо напрячь мозги и вникнуть в проблему, чтобы после решить поставленную задачу. А если вариантов решения несколько,н адо обязательно выбрать более оптимальный вариант для решения.

  • Андрей Андреев:

    Андрей, а чисто статистически мы всегда говорим
    подсознательно на шаблонах восприятия? У многих
    ограниченный лексикон (вспоминаем Эллочку-людоедку),
    поэтому и говорят они так, как принято или модным
    сленгом. Здесь уже не сознание или подсознание,
    а банальное подражательство. Для разговора на равных
    с такими людьми тоже надо опускаться до их «фени»?
    Или он предполагает взаимное движение навстречу?

  • Снежа:

    Сложно, ни один человек не захочет менять что-либо в своей жизни,
    если он счастлив тем, как живет сейчас. Желание что-то изменить
    возникает у него только тогда, когда он осознает, что его жизнь уже
    не должна оставаться прежней. Здесь мало интеллектуального решения,
    поскольку ему не достает эмоционального побуждения. Важно достичь
    той точки, с которой он может ясно видеть, что у него нет другого
    выбора, как только измениться и изменить свою жизнь. Только тогда
    он способен задействовать столько личной силы, сколько необходимо
    для преодоления препятствий. И верно то, что моя точка зрения не
    является единственно верной, плюрализм мнений.