Формирование навыка

Андрей Родионов | 19.09.2011

Мы не умели раньше делать всего того, что умеем сегодня. И этот факт
может служить хорошим мотиватором для новых жизненных достижений.
Простая истина, но при ее глубоком осознании, вы станете человеком,
способным добиться результата, способным научиться любому навыку.

Формирование навыка

Осваивая любой умственный или практический навык мы проходим одни
и те же этапы, раз за разом, постоянно. Таких этапов всего лишь четыре.

Рассмотрим каждый этап подробнее с несколькими простыми примерами.

НЕОСОЗНАННОЕ НЕУМЕНИЕ

«Я не задумывался о том, что не умею это делать».

На данном, первом этапе, еще ничего не знаем о навыке.

Примеры:

1. Было время, когда мы не знали о существовании велосипедов
и не знали, что на них можно научиться ездить.

2. Было время, когда мы не знали о существовании уравнений
с двумя неизвестными и не знали, что можно научиться их решать.

ОСОЗНАННОЕ НЕУМЕНИЕ

«Я задумываюсь о том, что не умею это делать».

На втором этапе открываем для себя новый навык.

Примеры:

1. Мы узнаем о существовании велосипедов и понимаем,
что не умеем на них ездить.

2. Мы узнаем о существовании уравнений и понимаем,
что не умеем их решать.

ОСОЗНАННОЕ УМЕНИЕ

«Я задумываюсь о том, как я это делаю».

На третьем этапе начинаем осваивать новый навык.

Примеры:

1. Мы начинаем ездить на велосипеде, совершенствуя свое умение.

2. Мы начинаем решать уравнения, совершенствуя свое умение.

НЕОСОЗНАННОЕ УМЕНИЕ

«Я не задумываюсь о том, как я это делаю».

На четвертом этапе достигаем мастерства овладения навыком.

Примеры:

1. Мы уверенно ездим на велосипеде.

2. Мы с легкостью решаем уравнения.
  

P.S. Итоги

Первой задачей любого хорошего обучения должно быть определение
этапа, на котором находится учащийся в настоящий момент времени
при освоении любого умственного или практического навыка.

Далее необходимо добиться полного осознания учащимся правильной
последовательности действий, которые приведут его к 4-ому этапу,
к мастерскому овладению навыком.

Добиться этого можно с помощью обучения реальным и практическим
действиям на тренинге или на долгосрочном курсе.

Читайте  >  Подробно о тренингах

  
  >>>  СКАЧАТЬ СТАТЬЮ  |  СКАЧАТЬ КНИГУ  |  ПРОЙТИ ТРЕНИНГ

_______________________________________________

Copyright © 2011 – Родионов Андрей Юрьевич.
Перепечатка статьи только с разрешения автора.

* Нажимая кнопки "Нравится", вы попадаете в группу Друзей проекта.
* Нажимайте "Нравится", высказывайте свое мнение в комментариях.

Нравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

35   - “Формирование навыка”

  • Ирина:

    Слышала такое, только в другом порядке и вместо «умение» — «компетентность».

    • Андрей Родионов:

      Ирина, порядок другим быть не может. Это естественная
      последовательность. А вот с термином «компетентность»
      Вы очень правы. В литературе данные этапы формирования
      навыка называются соответственно: «бессознательная
      некомпетентность», «сознательная некомпетентность»,
      «сознательная компетентность», «бессознательная
      компетентность». Предложенные мной названия этапов
      являются синонимами. Они более просты для понимания
      и восприятия.

      • Людмила Потаенко:

        В педагогике это неосознанное умение называется навыком.
        Или умением, доведённым до автоматизма.

        • Ирина Березкина:

          Людмила, согласна с Вами, что многие наши умения,
          навыки со временем производятся автоматически.
          А чтобы научиться чему-то новому, надо знать для
          чего это нам надо. И также приходит со временем
          умение и навык.

  • Лилия:

    Привет, Андрей. Да очень интересная и правильная статья. А ведь
    делается все на практике, даже не так важна лекция, которую ты
    читаешь, важно действие и осмысление того, что делаешь, потом
    со временем пытаешься совершенствовать навык.

  • Елена Канышенко:

    Очень интересно, Андрей. Спасибо за статью.

    Даже и не представляла, что моё умение или неумение и желание
    научиться чему-либо можно разложить по пунктам и объяснить
    поэтапно, как происходит освоение, обучение новым навыкам.

    Своих детей, по мере того, как они росли, я старалась научить
    чему-то новому. Порой даже сама не умея ездить на велосипеде,
    хорошо плавать, играть на музыкальных инструментах и делать
    другие вещи, старалась дать им возможность освоить всё это
    и многое другое. И успешно. А вот о другой стороне всего этого
    даже не задумывалась.

  • Светлана Фесенко:

    Да, мы все способны научиться любому навыку. Все мы разные
    и каждому из нас нужно свое время для овладения тем или иным
    навыком. Как быть с ситуацией, если время на овладение навыком
    строго регламентировано? Становится очевидным факт, успешность
    или не успешность в обучении зависит от скорости овладения навыку
    (навыкам). Многие застревают на осознанном неумении и осознанном
    умении. И на какие долгосрочные курсы отправлять «неуспевающих»?

    • Андрей Андреев:

      Светлана, «гордиевы узлы» не предназначены для распутывания.
      Я не соглашусь с Вами в том, что «мы все способны научиться
      любому навыку». Каждому — свое. Зачем скрипачу достигать
      успехов в боксе и калечить руки и отбивать себе мозги? Кому
      и зачем надо доказывать, что он может это? А вот если речь
      идет о выборе специализации, то, например, бегуны тоже
      классифицируются как спринтеры, стайеры — в зависимости
      от их способностей. И только среди равных проводятся честные
      соревнования. А победа достается порою благодаря случайным
      факторам. Важно показать максимум для себя, не подстраиваться
      под чьи-то тесные или слишком большие рамки. Важно занять свое
      место, а может быть и сотым в общем рейтинге.

      • Светлана Фесенко:

        Да, конечно, каждому свое. Одни так и остаются неучами
        во всем, а другие становятся профессионалами своего дела.

      • Светлана Фесенко:

        Относительно моей фразы «мы все способны научиться
        любому навыку». В современной психологии есть положение
        «Если кто-то что-то умеет, значит, я тоже это могу».
        Имеется ввиду, что мы можем научиться всему тому, что
        может человек. Конечно же, мы овладеваем обязательными
        навыками, необходимыми нам для жизни, в остальных — теми,
        которые нужны нам в профессиональном плане, которые
        способствуют развитию наших талантов, либо, как Вы
        писали, по необходимости. И речь, конечно, не идет о том,
        чтобы кому-то что-то доказывать. И тем более, конечно,
        о необходимости скрипачу осваивать технику кулачного боя.

        • Андрей Андреев:

          В современной психологии есть положение «Если кто-то
          что-то умеет, значит, я тоже это могу».

          Тогда как современная психология объясняет, почему
          далеко не каждый из нас Моцарт, Леонардо да Винчи,
          Эйнштейн? Что можно перенять: внешнее подражание
          или аналогичное гениальное творчество? А есть ли
          практические доказательства этого положения?
          Дети психологов стали выдающимися личностями?

    • Андрей Андреев:

      «Как быть с ситуацией, если время на овладение навыком
      строго регламентировано? Становится очевидным факт,
      что успешность или не успешность в обучении зависит
      от скорости овладения навыку (навыкам)».

      Именно по таким ситуациям и происходит «естественный
      отбор»: те, кто на лету схватывают суть, потенциально
      самые успешные в данном направлении. Значит, остальные
      имеют призвание в чем-то другом. Зачем тогда терять время,
      силы, средства, если изначально видно, что это — не их стезя?

    • Андрей Андреев:

      «И на какие долгосрочные курсы отправлять «неуспевающих»?»

      Очень деликатный с моральной стороны вопрос. Но все-таки вынуждены констатировать: не каждый способен одинаково успешно осваивать различные навыки. Нужно проводить тесты:
      - какая сфера деятельности наиболее благоприятна?
      - какая скорость освоения у человека?
      - на каком этапе развития он?

      Ведь многие просто не нашли себя и плетутся за кем-то, хотя могли бы стать лидерами в своем направлении. Поэтому еще
      в школе очень важно оказывать помощь именно в определении призвания. Тогда и не придется исправлять ошибки.

  • Светлана:

    Интересно, я проанализировав поняла, что я нахожусь на втором
    и третьем этапе.

  • Андрей Андреев:

    Очень доходчиво расписана лестница восхождения к успеху. Спасибо! Но остается решить: Как заинтересовать себя или другого ездить на велосипеде. Ведь можно соглашаться, что езда быстрее ходьбы, но все-таки предпочесть пеший вариант и опаздывать. Как побороть инертность в самом начале? Ведь именно это зажигает цель, мечту, достижение которых остается делом техники!

    • Светлана Фесенко:

      Для овладения любым навыком нужна мотивация: Зачем мне это надо? Какие преимущества у меня появятся в результате овладения навыком? «Аппетит приходит во время еды», иногда нужно просто начать.

      • Андрей Андреев:

        Светлана, в жизни есть столько соблазнов: начни!
        Но в том-то и дело, что даже не все многие правильные вещи вдохновляют, а то и отталкивают. А если человек склонен к инертности, то такому Вы не рискнете говорить: попробуй это. Проблема в том, что инертный катится в пропасть, — и ему от этого в каком-то смысле приятно. «От добра добра не ищут». А начать поступательное движение — это разрушить его нынешний образ жизни. Какими уговорами Вы можете остановить алкоголика или наркомана и побудить их к правильной жизни?

        • Светлана Фесенко:

          Алкоголизм и наркомания — это заболевания. Человек
          сам выбирает быть ли ему здоровым или находиться
          в состоянии болезни. Никакой врач не заставит Вас
          лечиться, если Вы сами не примете такого решения.
          Он лишь может помочь стать Вам здоровым. А выбор
          остается за самим человеком.

          • Андрей Андреев:

            Нет абсолютно здоровых людей. Каждый в какой-то степени болен и каждый в той или иной степени борется со своим недугом. Если человек уже борется, то чем ему может помочь посторонний? Более дельным советом? Но все так субъективно. А вот реально в помощи нуждаются те, кто самостоятельно не может решать вопросы.
            То есть те самые «алкоголики и наркоманы».
            Сами они уже плохо представляют свое действительное состояние. Так неужели на них, наиболее нуждающихся в помощи, наплевать?! Сосредоточиться на тех, кто более-менее успешно борется и без посредников? Особенно, за деньги. Простите, напрашивается подозрение в корыстной заинтересованности.

        • Светлана Фесенко:

          Относительно соблазнов в жизни, особенно тех, которые уводят от реальной жизни, а следовательно, и решения возникающих проблем, полностью с Вами согласна.
          Не каждый может устоять.

        • Светлана Фесенко:

          «если человек склонен к инертности, то такому Вы не рискнете говорить: попробуй это. Проблема в том, что инертный катится в пропасть, – и ему от этого в каком-то смысле приятно».

          А как же быть педагогам, каждый день преодолевающим инертность многих из своих своих подопечных? Они каждый день предлагают изучать и пробовать что-то новое и овладевать новыми навыками. Как быть родителям со своими детьми, которым приятнее лениться, чем заниматься чем-то полезным? Поощрять инертность или все-таки подталкивать своих детей в их развитии?

          • Андрей Андреев:

            Конечно, опускать руки ни тем, ни тем более другим нельзя. Они сеют семена в души, потом поливают, культивируют, даже если если почва каменистая. Ведь других детей не будет у нас.
            А самое эффективное наше «средство» — это любовь. И еще я верю в Бога.

        • Ирина Березкина:

          «Вы можете остановить алкоголики или наркомана
          и побудить их к правильной жизни?»

          Опустившийся человек до наркотиков и алкоголя,
          сам должен решить, как ему жить в омуте вина
          и наркотиков под бесконечным кайфом или обычной
          человеческой жизнью? И только тогда с помощью
          специалистов, а может и просто близких ему людей можно направить его в правильное русло жизни.

          • Андрей Андреев:

            Ирина, спасибо. Частично я написал по этому вопросу выше — на комментарий Светланы Фесенко. Вам добавлю, что подобные люди становятся просто невменяемыми. Не случайно существует принудительное лечение. А вот пьяницы, в отличии от алкоголиков, способны еще осознавать и выбирать. Тогда 1-й шаг для них (по методу «Анонимных алкоголиков») — признать, что самостоятельно они не могут исправить положение и нуждаются во внешней помощи.

  • Валентина Тихенко:

    Спасибо, Андрей. Очень здорово все расписано. Просто шагай и все. Но, как жаль, что люди, еще очень многие, живут по старинке. Не прислушиваются к вам, молодым. И считают, что они знают все.

  • Андрей Андреев:

    «Я не задумывался о том, что не умею это делать».

    Почему? Может быть, потому, что мне это и не надо вовсе?
    Я не умею водить теплоход, электровоз, самолет, звездолет,
    потому что мне это не надо. Но я умею водить авто, потому
    что жизнь заставляет, а велосипед – потому что это интересно.
    Получается, нами движет или интерес, или необходимость. Но!
    Мне было бы интересно научиться управлять океанским лайнером,
    однако, для моей жизни это не имеет практической необходимости,
    я не собираюсь быть капитаном и это «хорошо бы» остается на
    уровне благого пожелания. Значит, задумываться об освоении
    каких-то вещей нас толкает нужда. Помните? «Necessitas auctum intellectum» (Необходимость обостряет разум). Нужда ставит конкретные вопросы и ищет такие же конкретные решения.
    Так зачем тратить время и силы на отвлеченные вещи?
    Зачем искушать себя необъятным?

  • Андрей Андреев:

    «Я задумываюсь о том, что не умею это делать».

    Почему я не умею? Я не умею петь. Но мне очень нравится музыка
    и пение! И в юные годы я даже мечтал быть певцом. К тому же,
    это востребовано публикой и доходная профессия. Но у меня
    совершенно нет голоса! Так зачем дальше думать и мечтать
    об этом? А ведь помимо данных нужно иметь и необходимый
    минимум одаренности для использования. У кого-то есть голос,
    но нет слуха – и он просто кричит, пищит, ревет, визжит.
    Опять же чисто практическая составляющая останавливает нас
    от пустой траты времени, отсеивая еще большее число желающих
    от реально перспективных. Можно ли путем осознания исправить
    отсутствие таланта, потенциала?

  • Андрей Андреев:

    «Я задумываюсь о том, как я это делаю».

    Если я уже это делаю, значит, первые два этапа решены положительно. Я нашел свое призвание, легко и удовольствием реализуемое в обществе. Для роста и продвижения, бесспорно, нужно осознанно делать это. Но как понять талант?! Он просто есть и играючи проявляется. Его нужно шлифовать практикой.
    Как с автомобилем – надо научиться им управлять виртуозно.
    Но как понять? И что нужно понять? Кто подскажет?

    • Светлана Фесенко:

      Мы все рождаемся разными — в этом вся и прелесть.
      И у каждого свои таланты. Таланту надо помогать, бездарность и сама пробьется. Талант надо еще уметь развить. На на начальном этапе — это прерогатива родителей, они должны помочь раскрыть Вам его. Талан надо еще уметь полюбить, может оказаться так, что к чему у Вас есть талант Вам не интересно. К примеру, Ваш ребенок обладает абсолютным музыкальным слухом, прекрасным голосом,
      но совершенно не хочет заниматься музыкой. И тут уже
      все будет зависеть от Вашего умения, как родителя дать возможность попробовать себя проявить в данной сфере
      и профессионализма педагогов — раскрыть все, на, что способен Ваш ребенок. А в целом: талант — это 99% труда
      и 1 % дарования.

      • Светлана Фесенко:

        Талант, как алмаз, который превращается в бриллиант
        в результате правильной огранки.

      • Андрей Андреев:

        Светлана, спасибо. Вы правильно рассуждаете. Но вопрос так и остался открытым. Как понять талант и что в нем нужно понять? Это вопрос сродни: «что такое счастье?»

        • Светлана Фесенко:

          А разве у Вас, Андрей, есть ответ на вопрос
          «что такое счастье»?

          • Андрей Андреев:

            Речь не о счастье. У меня есть субъективное мнение об этом. А вот вывести общий для всех принцип — это другое. Так и о таланте. Но нужно хотя бы попробовать это сделать через обобщение мнений нескольких людей. Тогда
            можно будет от чего-то отталкиваться.

  • Зинаида Шпинева:

    Ставишь себе цели, затем к ним идешь, изучая и обучаясь, преодолевая незнания, неумения. Действительно, нужна мотивация.

  • Светлана Фесенко:

    Для Андрея Андреева.

    Нет у нас сейчас принудительного лечения ни алкоголизма ни наркомании, только добровольное. Вы можете только помочь принять решение изменить свою жизнь, но не решить за самого человека.